Более 327 км федеральных трасс построят и реконструируют по нацпроекту до конца года
Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 2023 году будут выполнены работы по строительству и реконструкции участков федеральных трасс общей протяженностью 327 км. Мероприятия реализуются в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети». Дорожные работы ведутся на участках дорог Росавтодора и на трассах, находящихся в доверительном управлении ГК «Автодор».
«Главная цель федерального проекта “Развитие федеральной магистральной сети” – повышение уровня экономической связанности территорий страны. Кроме этого, ключевой задачей для нас остается развитие дорожного каркаса как между регионами, так и внутри городов, создание транспортно-логистических центров и коридоров. Для этого строим обходы крупных городов, транспортные развязки, искусственные сооружения. Так, с начала года по нацпроекту “Безопасные качественные дороги” введены в эксплуатацию уже 165 км федеральных дорог», — сказал заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
В прошлом году Росавтодором завершены работы по строительству и реконструкции 231,9 км федеральных автомобильных дорог. Работы по созданию комфортной и безопасной дорожной сети продолжаются и в текущем дорожно-строительном сезоне.
«В этом году запланирован ввод в эксплуатацию после строительства и реконструкции порядка 226 км дорог, находящихся в ведении Росавтодора. Вместе с тем Федеральным дорожным агентством совместно с подрядными организациями ведется работа по дополнительному вводу объектов. В частности, в ходе строительно-монтажных работ ликвидируются грунтовые участки, идет расширение проезжей части с двух до четырех полос, выполняется обустройство современной дорожной инфраструктуры. В целом на реализацию этих мероприятий из федерального бюджета направлено свыше 200 млрд рублей», ― отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Так, в этом году в Якутии досрочно перевели в асфальт 11 км федеральной трассы А-360 «Лена» Невер – Якутск в Алданском районе. Подведомственное Росавтодору ФКУ ДСД «Дальний Восток» завершило начатую в 2020 году реконструкцию участка с 752-го по 780-й км.
А-360 «Лена», пролегающая по территориям Амурской области и Республики Саха (Якутия), — единственная трасса, которая обеспечивает транспортное сообщение между северными территориями Дальнего Востока и общей сетью автомобильных дорог России. По этой круглогодичной трассе доставляются необходимые для районов республики грузы.
Работы по реконструкции проводились в два этапа. В рамках первого в прошлом году движение открыли на участке с 762-го по 773-й км (10,4 км). Дорожники построили два грунтозасыпных моста общей длиной более 55 пог. м и четыре металлические гофрированные трубы, а также оборудовали площадку отдыха для водителей на 769-м км трассы. Вместо грунтового покрытия устроено асфальтобетонное, объект соответствует параметрам III категории дороги с двумя полосами движения и шириной проезжей части 7 м.
Работы на оставшихся 11 км — с 752-го по 762-й км — завершили в октябре 2023 года. В ходе реконструкции на участке уложили 10 новых водопропускных труб общей длиной около 338 пог. м, конструкция дорожной одежды состоит из трех слоев: черного щебня, крупнозернистого и щебеночно-мастичного асфальтобетона.
Для повышения уровня безопасности движения выполнено частичное спрямление трассы, что позволило увеличить радиус углов поворота и улучшить дальность видимости дороги. Также на объекте установили 11 км металлического барьерного ограждения.
«В рамках строительства и реконструкции мы с 2005 года ведем планомерную работу по приведению федеральной трассы А-360 «Лена» в нормативное состояние и устранению грунтовых разрывов. Сегодня участок с 752-го по 762-й км полностью отвечает параметрам III категории дороги — получено заключение о соответствии объекта требованиям проектной документации, выданное Ростехнадзором. Работы завершены на год раньше установленного контрактом срока», — отметил директор ФКУ ДСД «Дальний Восток» Сергей Петраев.
В Ленинградской области в этом году завершилась реконструкция автомобильной дороги А-181 «Скандинавия» на участке с 65-го по 100-й км.
Трасса имеет ключевое значение не только для экономики региона, но и для всего Северо-Западного федерального округа. Она ведет из Петербурга к крупнейшим портам Приморск и Выборг, Светогорскому ЦБК, что обуславливает ее высокую загруженность большегрузным транспортом. Кроме того, это одно из популярнейших туристических направлений — по «Скандинавии» можно добраться в Выборг, а также до многочисленных поселков и территорий коттеджной застройки.
На сегодняшний день полностью реконструированы участки дороги А-181 «Скандинавия» с 47-го по 100-й км. Количество полос увеличено с двух до шести, исключены лобовые ДТП за счет разделения потоков бетонным ограждением. Выполнена реконструкция и строительство шести транспортных развязок, четырех мостов, четырех скотопрогонов для пропуска диких животных через автомобильную дорогу и семи путепроводов в разных уровнях, позволяющих обеспечить движение водителей без остановок по автомобильным дорогам федерального и регионального значения.
Реконструкция трассы А-181 на участке с 65-го по 100-й км выполнялась в два этапа. В текущем году завершен второй этап работ — с 80-го по 100-й км (от поворота к поселку Цвелодубово до поворота к поселку Кирилловское). Общая протяженность участка ― 20,6 км.
В рамках проекта выполнено расширение существующей дороги с двух до шести полос с доведением ее параметров до категории IБ. Реконструированы три транспортные развязки на пересечении с региональными дорогами Рощино – Цвелодубово, подъезд к поселку Пушное и Высокое – Синицыно, мост через реку Великую. На 84-м и 94-м км, обустроены надземные пешеходные переходы. Скотопрогоны построены на путях пересечения оживленной магистрали с путями миграции диких животных — на 87-м и 95-м км.
«В ходе реконструкции пропускная способность одной из главных транспортных артерий Северо-Западного региона на введенных участках значительно увеличилась. Время водителей в пути значительно сократилось, а проезд стал более безопасным и комфортным, благодаря повышению технических характеристик автомобильной дороги А-181 «Скандинавия», — отметил начальник отдела капитального строительства ФКУ Упрдор «Северо-Запад» Виталий Карауш.
В Мурманской области в этом году завершились работы на участке с 14-го по 19-ый км трассы Р-21 «Кола». Объект стал логическим продолжением реконструкции предыдущего отрезка на подъезде к Североморску с 0-го по 14-й км, который ввели в эксплуатацию в 2016 году — к 100-летнему юбилею Мурманска.
Согласно проекту, часть дороги прошла по новому направлению — вдоль восточной границы промышленной зоны Мурманска, в связи с чем дорожники организовали масштабные буровзрывные работы: общий объем скальных пород, изъятых в процессе прокладки магистрали, составил более 316 тыс. куб. м.
Сегодня участок федеральной трассы имеет четыре полосы движения и освещение на всем протяжении, что особенно важно в условиях Заполярья. Избежать самого опасного вида ДТП — лобовых столкновений — позволит разделительное барьерное ограждение с высокой удерживающей способностью. При реализации проекта был учтен и экологический аспект: дорожники организовали водоотвод с проезжей части, соответствующий всем современным нормам по охране окружающей среды.
Кроме того, специалисты обустроили 13 съездов и примыканий к промышленным и складским зонам, а также популярному среди местных жителей и гостей региона горнолыжному комплексу «Южный склон» в Ленинском районе Мурманска. На пути к нему устроили подземный пешеходный переход с постоянным внутренним освещением в зимний период, пешеходные дорожки и тротуары с перильным ограждением.
Благодаря вводу второго участка трассы завершено формирование автотранспортного полукольца вокруг Мурманска, таким образом, обеспечена транспортная связь промзоны с сетью автомобильных дорог города и всего региона. Проведенные работы будут способствовать снижению интенсивности транспортного потока в городской черте и повышению пропускной способности участка трассы Р-21 «Кола» в условиях постоянно растущей интенсивности движения в связи с развитием Мурманского транспортного узла и арктических территорий. Новая дорога IB категории также призвана повысить уровень безопасности при передвижении как автомобилистов, так и пешеходов.