25 июн. 2024
Последний участок автомагистрали М-11 Москва - Санкт-Петербург, обход Твери, будет введен в июле этого года. Скоростная дорога, таким образом окончательно соединит две столицы. Реализация продолжается и других проектов - сооружение трассы М-12, расширение железнодорожного коридора на восток и прочих. На сессии Петербургского международного экономического форума "Не просто стройка: развитие инфраструктуры как драйвер экономического роста" обсудили, как крупнейшие проекты улучшают транспортную инфраструктуру страны и способствуют развитию российских регионов.
"Везде, где строится, где ремонтируется дорога, возникает дополнительный поток инвестиций. Яркий пример - трасса М-12. Она платная, но у нас уже бывают сутки, за которые по 60 тысяч машин проезжает на первом участке. И сегодня город Владимир стал развиваться просто опережающими темпами по сравнению с другими регионами страны благодаря этой трассе. Это реальный эффект", - отметил Марат Хуснуллин заместитель председателя правительства РФ.
17 июля планируется завершить строительство обхода Твери на трассе М-11 и вместе с ним реализацию всего проекта, как сообщил председатель правления государственной компании "Автодор" Вячеслав Петушенко. "Это трасса, на которой нет ни одного светофора, ни единого пересечения на одном уровне. "Умная" дорога, на которой водитель будет предупрежден обо всех трудностях, где есть аварийные комиссары, которые в течение 15 минут окажут помощь", - сказал он.
К реализации крупных проектов отечественный строительный блок готов. "За два последних года мы построили больше тысячи километров новых дорог, и в новых субъектах РФ больше двух тысяч километров восстановили. То есть мощности у нас достаточно большие", - рассказал Вячеслав Петушенко.
Выгодно сооружение новых автомагистралей не только строителям, но и, конечно же, территориям, по которым они проходят. В качестве примера - уже упомянутая дорога М-11. "Только президент России объявил о своем решении, только правительство нас поддержало, как у нас начала расти капитализация территории. Люди и компании стали скупать землю в зонах прохождения этой трассы, чтобы развивать новые предприятия и новые, как сейчас модно говорить, компетенции", - сообщил Игорь Руденя губернатор Тверской области.
По его словам, благодаря автомагистрали, в регионе образовались новые точки роста, такие как, например, особая экономическая зона "Эммаусс", создание которой в марте этого года утвердило правительство РФ. "Соответственно у нас вырастает загруженность университетов, - отметил губернатор. - Также мы раньше думали, как наши техникумы поддержать. А сегодня у нас в учреждениях СПО по сервису и туризму конкурс по некоторым специальностям (повар, горничная) достигает 15 человек на место".
В столичном регионе отчетливо виден экономический эффект от создаваемой инфраструктуры. Сегодня уже реализованы крупные мегапроекты: Большая кольцевая линия, Московский скоростной диаметр, Московские центральные диаметры, линии метрополитена по бюджетным доходам уже себя полностью окупили, рассказал Владимир Ефимов заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.
"Мы инвестировали в мегапроекты порядка трех триллионов рублей. При этом частные инвесторы, в том числе с помощью проектного финансирования, вложили в развитие городской среды, в реализацию своих проектов вокруг наших 14 триллионов рублей", - сообщил он.
Транспортная и инженерная инфраструктура - не просто драйвер, а фундамент экономического роста, по словам заместителя мэра. "Мы для себя ставим приоритетом долгосрочное планирование, и если берем транспортный каркас, то планируем его на 5 или на 10 лет вперед, чтобы инвесторы понимали, в каком году какая инфраструктура появится, и запускали вместе с нами реализацию своих проектов, - сказал Владимир Ефимов. - Станцию метрополитена мы строим два-три года. И пока мы ее строим, инвестор успевает реализовать свой проект, и этот мультипликатор дает нам возможность окупить затраты за счет доходов и запустить сразу не просто станцию, но и современную инфраструктуру вокруг соответствующей точки".
Кроме новых автомобильных дорог в настоящее время идет активная работа по развитию железнодорожных маршрутов. Развитие Восточного полигона является крупным проектом, который включает Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали.
50 лет с начала строительства БАМа исполняется в этом году. В настоящий момент он обретает вторую молодость - идут работы по увеличению его пропускной способности. Еще в 2013 году начался первый этап реконструкции, и уже третий сейчас на очереди.
"Если сложить все три этапа, то с учетом стоимостей, которые у нас уже прошли экспертизу, с учетом прогнозов по третьему этапу - это больше пяти триллионов рублей капитальных вложений в железнодорожную инфраструктуру и энергетику на Восточном полигоне. Это больше семи тысяч километров новых путей, а также станции, тяговые подстанции, объекты энергетики. Почти в два раза больше, чем историческая БАМовская стройка", - отметил Андрей Макаров заместитель генерального директора ОАО "РЖД".
Сложно переоценить влияние этой стройки на экономику. В том числе производство рельсов включает в себя строительство, а значит, металлургию, кроме того, контактную сеть, кабельную продукцию. Машиностроительная отрасль задействуется для производства новых локомотивов и новых типов подвижного состава.
На экономику регионов также положительно влияет модернизация и строительство железнодорожных магистралей на востоке. "Параллельно с развитием железных дорог развиваются и автомобильные. Повышается связанность этих территорий, - рассказал "РГ" Андрей Макаров. - Идет развитие социальной инфраструктуры. Где-то это делаем мы, где-то - субъекты РФ, потому что достаточно большая программа идет по линии министерства по развитию Дальнего Востока. Ну и, безусловно, бизнес развивается, ведь наши подрядчики в большинстве своем "прописаны" именно там и платят налоги в регионах. И для местных органов власти это возможность больше вкладывать в развитие социальной инфраструктуры - физкультурно-оздоровительные комплексы, культурные учреждения, детские сады, школы и так далее".
Высокотехнологичные предприятия могут перенести свои офисы в регионы, которые с точки зрения стоимости владения офисом и стоимости бизнес-процессов составят конкуренцию крупным агломерациям, по его словам.
Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин сообщил, что в финансировании проекта ВСМ, будет участвовать компания-концессионер, представляющая шесть регионов, Фонд национального благосостояния, НПФ и банки. При этом все участники должны окупить свои вложения. "Государство, выделяя субсидии, за 10 лет их возвращает полностью (ФНБ предоставляется на возвратной основе). РЖД за счет того, что расшивает Октябрьскую железную дорогу и оставляет ход для грузового транспорта, получает еще примерно 500 миллиардов. Регионы-акционеры даже за время стройки возвращают вложенные деньги. Просто за счет налогов, плюс дополнительные инфраструктурные эффекты и инвестиции, которые пойдут в эти регионы. И банки тоже получают обратно свои деньги по рыночной доходности", - отметил Александр Ведяхин.
Капиталоемкость крупных инфраструктурных проектов до 2030 года оценивается в 70 триллионов рублей, сказал он. Если хотя бы половина из запланированных проектов реализуется, это будет до 2035 года плюс один процент к ежегодному росту ВВП.